21 октября представитель Белого дома Кирби признал Иран непосредственным участником агрессии против Украины. Режим аятолл не только поставляет РФ ударные беспилотники и готов предоставить ракеты, но и разместил контингент Корпуса стражей Исламской революции (КСИР) в оккупированном Крыму. Так Украина оказалась втянута в запутанный клубок восточных противоречий и конфликтов с участием РФ, Ирана, Армении, Сирии, Турции, Азербайджана, Израиля и Иордании.
Столкнувшись с агрессией альянса Москвы и Тегерана, с 2015 года наладивших тесное оперативное взаимодействие на сирийском фронте, Украина пытается нанести ответный удар по самой уязвимой точке на карте русской империи. Это – восточная часть Северного Кавказа (Чечня, Дагестан), где с конца XVIII в. до начала XXI произошло более 20 крупномасштабных выступлений против московской деспотии.
Иранцы, в свою очередь, активизируются и на этом, восточно-кавказском, участке конфронтации, наращивая свое присутствие в стратегической инфраструктуре Дагестана. Такая их активность вызывает растущие опасения Азербайджана: Южный Дагестан, заселенный в значительной мере азербайджанцами, прилегает к его северным границам; к тому же на его южных рубежах КСИР готовится к полномасштабному вторжению в случае попыток альянса Баку и Анкары проложить транспортный коридор через территорию Армении – из Турции в Азербайджан и далее в Центральную Азию. Как следствие, происходит наращивание стратегического партнерства Турции, Азербайджана и Израиля. Их спецслужбы негласно поддерживают антиправительственные выступления азербайджанского населения Северо-западного Ирана. Одновременно израильско-тюркский альянс усиливает военное сотрудничество, а турки демонстрируют новую баллистическую ракету «Тайфун». Тем более, от южных берегов Крыма до северного побережья Турции лишь 270 км – расстояние в диапазоне досягаемости иранских ударных беспилотников.
На этом фоне Киев добивается от израильтян поставок таких же вооружений, как были предоставлены ими Баку накануне войны в Карабахе 2020 года. Но Израиль опасается реакции Путина в Сирии. Если кремлевский диктатор решится наносить удары по израильским ВВС, атакующим иранские объекты у своих северных границ, это будет способствовать усилению КСИР на юге Сирии. В таком случае возрастут угрозы не только для Израиля, но и Иордании.
Чтобы понимать эти новые геополитические реалии Украины, распознавать восточные риски и возможности, необходимо учитывать массу нюансов и хитросплетений закоренелой тюркско-персидской конфронтации, бескомпромиссного израильско-иранского конфликта, многовековых чаяний кавказских народов. Предельно тезисно и оперативно, в том числе в контексте Украины, об этом информирует наш партнерский ТГ-канал AZfront.