• 21.01.2025 10:34

Oriental Express

Журнал о Ближнем Востоке, Туране и Азии

Выборы в Иране и России — сходство и различие

Недавно прошли так называемые выборы в двух странах — Иране и России. В Иране гражданам предложили выбрать из тщательно составленного списка кандидатов в депутаты парламента и членов Ассамблеи экспертов, в России — из еще более тщательно подобранного списка кандидатов в президенты.

Исход голосования в обеих странах был предопределен, в обеих странах не было порога явки, однако правящие режимы и там, и там звали народ голосовать, чтобы показать «врагу» единство нации. В этих условиях по-разному повела себя иранская и российская оппозиция в эмиграции, равно как и круги несогласных внутри этих стран.

Иранская оппозиция решила бойкотировать выборы. Несогласные тоже не пошли на участки, включая такие заметные фигуры, как экс-президент Хатами. Выбирать в условиях отсутствия выборов невозможно, и участвовать в этом фарсе бессмысленно — такая точка зрения возобладала в Иране. В итоге даже по официальным данным явка стала самой низкой в истории — 41%, и это, скорее всего, приписки. На самом деле явка ближе к 30%, то есть, голосовали только те, кто на этот режим работает непосредственно.

Российская оппозиция решила, что на выборы нужно идти непременно. Некоторые тщательно поковырялись в сортах вторичной субстанции и предложили поддержать одного из трех статистов, приписав им какие-то мысли, которых у тех отродясь не было, другие, которых оказалось больше, говорили о протестной порче бюллетеней. Явка по российским официальным данным составила 74%. Версии оппозиции мы не видели, но, как и все, видели гигантские очереди в посольствах РФ в разных странах.

Результаты выборов, конечно, оказались такими, как все и думали, и там, и там. Но между Ираном и Россией после выборов стало заметно одно грандиозное отличие. Все, кто следил за выборами в Иране, видели пустые участки, свидетельствовавшие, что режим окончательно утратил легитимность в глазах граждан. Две трети населения страны видели режим аятолл в гробу и не хотят иметь с ним ничего общего. Разрыв между народом и правящими кругами очевиден.

Глядя на голосование в России, такой вывод сделать невозможно. Выводы напрашиваются совершенно другие и намного более печальные. Мы очень хотим ошибиться, но, возможно, в западных странах сейчас начнут задавать вопросы — а действительно ли в России есть значительное число противников войны, как уверяет оппозиция?