Россия активно развивает альтернативные торговые маршруты, в первую очередь, Северный морской путь и сухопутные пути через Центральную Азию, в свете чего особое значение приобрел порт Туркменбаши на Каспийском море. Вдобавок, Россия намерена инвестировать порядка 25 млрд долларов в иранскую транспортную инфраструктуру ради развития коридора «Север — Юг», говорится в аналитической записке SpecialEurasia. У этой тенденции есть и негативные последствия для мировой стабильности.
◼️ Возрастает риск напряженности в Арктике из-за роста конкуренции за ресурсы региона и на фоне контроля РФ над арктическими маршрутами. Россия и НАТО могут вступить в прямую конфронтацию на севере.
◼️ Старые торговые маршруты теряют значимость, что подрывает глобальное влияние США, до сих пор контролировавших такие пути, как Суэцкий канал, и угрожает стабильности таких стран, как Египет, живущих за счет взимания платы за пользование подобными маршрутами.
◼️ Растущие российские инвестиции в инфраструктуру в Евразии и сотрудничество с государствами Центральной Азии в энергетической сфере усилят влияние Москвы в регионе.