Новый фронт ирано-израильского противостояния

Категория: СтатьиСтрана: ИранМетки: Политика

Автор: Адам Зар

В течение почти всего XIX века и почти всего XX века – не менее 180 лет – Иран (Персия) как государство представлял из себя своеобразную платформу для противостояния двух крупнейших держав. Вначале это были Великобритания и Российская империя — знаменитый термин «большая игра» напрямую связан с этим противостоянием, затем – США и СССР. Противостояние это порой принимало крайне причудливые формы – например, совместная оккупация Великобританией и СССР Ирана в годы Второй Мировой войны — и окончилось после победы Исламской революции. Приход к власти аятоллы Хомейни и его приемников примерно лет на  35 создал некую иллюзию самодостаточного шиитского теократического государства, которое, опираясь на экспорт нефти и революционной мусульманской доктрины, сможет доминировать на Ближнем Востоке, а в  дальнейшей перспективе – и во всем мусульманском мире. Израиль в этом плане являлся, безусловно, крайне важной помехой, нарушением предначертаний Аллаха и, соответственно, был назван «раковой опухолью» и приговорен к скорому и полному уничтожению. Ликвидация «сионистского проекта» должна была стать сигналом свыше, что дело исламской революции  побеждает.

Разумеется, всё пошло совсем не так. И к 2016 году Иран пришел с надломленной экономикой, периодически возникающими бунтами населения, с все той же средневековой фанатичной риторикой, но с гордо поднятой головой, так как не поступился принципами. Однако следующие 4 года стали настоящим кошмаром для правительства аятолл. Американская администрация Трампа перестала уговаривать и стала отоваривать поднадоевших противников разнообразными подарками. Перечислять их незачем, вы всё, разумеется, помните. Лично мне больше всего понравилось явление на траве у города Багдада перстня генерала Сулеймани. А тут еще коронавирус, продолжающий наносить Ирану существенные потери – и экономические, и политические, и репутационные. Соседи же Ирана на юге, через Залив, так утомились иранской активностью в деле продвижения на Аравийском полуострове дела шиитской революции, что поспешили в дружеские распахнутые объятия сионистов, заключив с ними пресловутые «Договоры Авраама».

Теперь, когда новая американская администрация бродит в тоске вокруг заброшенного колодца мира и пытается то воззвать к доброй воле иранского руководства, то пугает продолжением санкций и прочими ужасами, а гордые муллы в черном сидят в некотором отдалении и, в свою очередь, ждут, пока кафиры склонят головы и падут ниц, наступило зыбкое время неопределенности. И Иран решил это использовать по полной. Заключенные договоры с Китаем и Россией довольно сильно меняют повестку дня на Ближнем Востоке и придают новые силы чахлому, как казалось еще недавно, шиитскому режиму. Разумеется, правительство Ирана надеется, что Россия будет тормозить китайское влияние на свою политику, а Китай – российское, то есть, Иран вернется к привычной схеме «большой игры», при этом получая преференции от обеих сторон. Думаю, что путинское руководство тоже так считает. Но экономики и Ирана, и России настолько слабы перед китайской, что, при наличии у руководства Поднебесной амбициозных планов, нет сомнений в том, что вскоре Иран расстанется с частью своего суверенитета, а Россия рискует потерять влияние на Иран полностью. Китай же, подмяв Иран, а через него – и Сирию, продолжит победный рывок на рынок Восточного Средиземноморья в таком же бодром темпе, как и наступает в Африке. И помещать ему могут лишь два обстоятельства – внутренние проблемы и жесткая позиция США.

Израиль однозначно проигрывает от этих иранских интриг, потому что мы – американские союзники, и американцы точно потребуют от нас уменьшить связи с Поднебесной. Учитывая, что Китай становится другом аятолл, нас и особо просить  не придется. Потому что атомная программа Ирана снова на ходу, и признаков сворачивания не наблюдается. Иран рассчитывает с помощью России и Китая модернизировать свою армию и флот, дабы продолжить попытки доминирования в силовом противостоянии. Ведь совсем недавно выяснилось, что, оказывается, мы уже давно ведем настоящую «каперскую» войну на море с Ираном. Обмениваемся ударами, так сказать. Иран не пасует. Атака израильского судна, контрабанда оружия и сырой нефти в Египет и Сирию (при этом часть ее выливается на пляжи Тель-Авива, Нетании и Хайфы), продолжающиеся угрозы терактов против наших туристов от Грузии до Шри-Ланки…

При этом надо понимать, что такое иранский военно-морской флот. Жалкое, по сути зрелище. Ни в какое сравнение с флотом Турции или Израиля не идет. Самые большие подводные лодки типа «Варшавянка» российского производства – стоят на вечном ремонте в доках, год назад во время учебных стрельб один фрегат поразил свое же транспортное судно, погибло не менее 40 человек (то есть повторилась, по сути, история с пассажирским украинским «Боингом», сбитым над Тегераном с перепугу). Буквально на днях спецназ одной небольшой, но умеющей постоять за себя страны, устроил в водах Красного Моря показательный сеанс на тему «вот что бывает, когда пытаются выдать разведывательный корабль за танкер». Говорят, мину к днищу прикрепили и взорвали дистанционно. Иран уже пообещал наказать виновных, когда точно будет понятно, кто именно виновен. Хотя, с другой стороны, опять эта проклятая неопределенность как в анекдоте.

Поэтому, скорее всего, в ближайшие месяцы нас ждут новые серии военно-морских конфликтов, неожиданных поворотов, странных союзов. Полагаю, что пока администрация Байдена, как сказано у А.С.Пушкина «кряхтит да жмется», Израилю целесообразно максимально усилить натиск на морские коммуникации Ирана. И дело не только в том, что надо ослабить самого опасного врага. И не только в том, что надо показать Китаю – не стоит вписываться за шиитских фанатиков. Но очень важно показать нашим новым партнерам в арабском мире, что мы способны защитить и свои интересы, и их – пока они с нами в союзе.

Рейтинг@Mail.ru