Турция обвинила страны Персидского залива в срыве региональной интеграции по образцу Евросоюза

Категория: СтатьиСтрана: ТурцияМетки: Политика

Вице-председатель Партии справедливости и развития Ясин Актай обвинил страны Персидского залива в финансировании протестного движения в Турции, в частности, оплате беспорядков в парке Гези в Стамбуле.

В своем выступлении на конференции о ближневосточном регионе в Брюсселе Актай изложил новую версию событий, сотрясающих Ближний Восток и Северную Африку с конца 2010 года. По его мнению, за всеми этими происшествиями стоят страны Персидского залива, которых напугало подписание договора между Турцией, Ливаном, Сирией и Иорданией о начале региональной интеграции с прицелом на все прочие арабские государства и Иран. Актай считает, что реализация этого плана причинила бы серьезный ущерб экономическим интересам лидеров стран Персидского залива. Им пришлось бы поделиться с другими странами региона доходами от нефти и газа.

Опасаясь за свои деньги, страны Персидского залива стали активно спонсировать всех противников революционных движений Арабской весны, отметил он. Вдобавок, они же стали финансировать «профессиональный протест» в Турции с целью свалить правительство. Газета «Хурриет» напоминает, что ранее партийные функционеры обвиняли в поддержке демонстрантов разные элементы, от «еврейского лобби» до германской авиакомпании «Люфтганза», которая якобы хотела сорвать строительство третьего международного аэропорта в Стамбуле.

Заявление Актая, абсурдное само по себе, представляет определенный интерес с учетом упомянутой попытки начать серьезное объединение стран региона. Соглашение «Левантийский квартет», или Союз четырех морей (Черное, Каспийское. Средиземное и Красное), было подписано в 2010 году между представителями Турции, Ливана, Сирии и Иордании. Соглашение предусматривало культурную и экономическую интеграцию. Ярауб Бадр, занимавший во время подписания договора пост министра транспорта Сирии, говорил в интервью все то же «Хурриет», что сделан первый шаг на пути создания на Ближнем Востоке региональной организации по образцу Европейского союза. Предполагалось создание безвизового режима между участниками договора (ШамГен — по аналогии с Шенгеном, от Шам — арабское название Леванта), введение зоны свободной торговли, единое таможенное и экономическое пространство, создание общего рынка и т.д.. Озвучивались грандиозные планы по привлечению в организацию всех стран Ближнего Востока, от Ирана и Ирака до монархий Персидского залива и Египта, разумеется, кроме Израиля.

Шансы на успех этой организации как основы для будущего регионального союза изначально были невелики. Слишком уж разные участники соглашения: Турция — страна с серьезной экономикой, относительно демократической политической системой, с почти европейским законодательством (соглашение об ассоциации с ЕС подписано и выполнено) и с населением около 100 миллионов человек. Другие партнеры — жестко авторитарная на тот момент Сирия с неразвитой экономикой, конгломерат враждующих общин под названием Ливан, при этом довольно продвинутый экономически, и бедное королевство Иордания, власти которой научились выживать, но не более того. Общее население трех других участников Квартета — что-то около 30 миллионов человек.

Договор, скорее, соответствовал амбициозным планам турецкого руководства, мечтающего о восстановлении былого величия Османской империи — в более современной форме, конечно. Фактически отказавшись от стремления войти в Европейский союз, Анкара решила создать свой блок, с минаретами и базарами, в соответствии с доктриной нынешнего премьера Ахмета Давутоглу. В подобной организации Турция прочно стала бы лидером — и экономическим, и политическим.

Увы, из этого замысла, вначале обещавшего успех, ничего не получилось. Гражданская война в Сирии положила конец этой задумке. При этом Турция и страны Персидского залива в этой войне поддерживают одну и ту же сторону, хотя по логике Актая арабские монархии должны были играть против Анкары.

Рейтинг@Mail.ru